Российская Федерация Комитет образования Администрации Окуловского муниципального района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 г.Окуловка» Рассмотрено на педагогическом совете 31.08.2023 года Положение о наставничестве в МАДОУ «Детский сад №4» 1. Общие положения. 1.1.Настоящее положение разработано в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад №4 г. Окуловка (далее Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и регламентирует деятельность педагогов. 1.2. Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или с педагогами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения образовательной деятельности в определенной группе. 1.3. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области дошкольного образования и методики преподавания. 2. Цели и задачи наставничества. 2.1. Цель наставничества в дошкольном образовательном учреждении - оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в Учреждении кадрового ядра. 2.2. Задачи наставничества: - привить молодому педагогу интерес к педагогической деятельности и закрепить его в образовательном учреждении; - ускорить процесс профессионального становления молодого педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; - способствовать успешной адаптации молодого педагога к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении. 3. Организационные основы наставничества. 3.1. Наставничество организуется на основании приказа заведующего Учреждением. 3.2. Руководство деятельностью наставников в Учреждении осуществляет заведующий. 3.3. Наставник выбирается из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям: высокий уровень профессиональной подготовки; развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; опыт воспитательной и методической работы; стабильные показатели в работе; богатый жизненный опыт; способность и готовность делиться профессиональным опытом; стаж педагогической деятельности не менее 5 (пяти) лет. 3.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более 2 (двух) подшефных педагогов. 3.5. Кандидатуры наставников рассматриваются на Педагогическом совете, утверждаются заведующим Учреждением. 3.6. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого педагога, за которым он будет закреплен по рекомендации Педагогического совета, приказом заведующего Учреждением с указанием срока наставничества. Наставник прикрепляется к молодому педагогу, на срок не менее 1 (одного) года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее 1 месяца с момента назначения молодого педагога на должность. 3.7. Наставничество устанавливается для следующих категорий работников Учреждения: педагогов, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в Учреждении; педагогов, имеющих стаж педагогической деятельности не более 3 (трех) лет; педагогов, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе (по определенной тематике). 3.8. Замена наставника производится приказом заведующего Учреждения в случаях: увольнения наставника; перевода на другую работу молодого педагога или наставника; привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; психологической несовместимости наставника и молодого педагога. 3.9. Показателями оценки эффективности работы наставника является: качественное выполнение молодым педагогом должностных обязанностей в период наставничества; активное участие молодого педагога в жизни Учреждения, выступления на методических мероприятиях Учреждения, на методических мероприятиях муниципального, регионального уровней. Участие молодого педагога в конкурсе профессионального мастерства различного уровня. 3.10. За успешную работу педагог-наставник отмечается заведующим Учреждением по действующей системе поощрения и стимулирования, вплоть до представления к почетным званиям. 4. Обязанности педагога-наставника. 4.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого педагога по занимаемой должности; 4.2. Изучать: деловые и нравственные качества молодого педагога; отношение молодого педагога, к проведению образовательной деятельности, коллективу Учреждения, воспитанникам и их родителям; его увлечения, наклонности, круг досугового общения; 4.3.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны и безопасности труда). 4.4. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым педагогом, образовательной деятельности, режимных моментов , совместной деятельности и совместных мероприятий с детьми; 4.5. Разрабатывать совместно с молодым педагогом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь. 4.6. Оказывать молодому педагогу, индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения образовательной деятельности, ее планирования , выявлять и совместно устранять допущенные ошибки. 4.7. Развивать положительные качества молодого педагога, корректировать его поведение в детском саду, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. 4.8.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого педагога, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия. 4.9. Вести дневник работы наставника и периодически докладывать старшему воспитателю о процессе адаптации молодого педагога, результатах его труда. 4.10. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагога, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого педагога. 5. Права педагога-наставника. 5.1. С согласия старшего воспитателя подключать для дополнительного обучения молодого педагога, других работников Учреждения. 5.2. Требовать рабочие отчеты у молодого педагога, как в устной, так и в письменной форме. 6. Обязанности молодого педагога. 6.1.Изучать закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности Учреждения и функциональные обязанности по занимаемой должности. 6.2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки. 6.3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности. 6.4.Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним. 6.5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень. 6.6. Раз в три месяца отчитываться о своей работе перед наставником и старшим воспитателем. 7. Права молодого педагога. 7.1. Вносить на рассмотрение администрации Учреждения предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 7.2. Защищать профессиональную честь и достоинство. 7.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 7.4. Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью. 7.5. Повышать квалификацию удобным для себя способом. 7.6. Защищать свои интересы самостоятельно и через представителя, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики. 7.7. Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. 8. Руководство работой наставника. 8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности осуществляет заведующий. 9. Документы, регламентирующие наставничество. 9.1.К документам, регламентирующим деятельность наставника, относятся: настоящее Положение; приказ заведующего Учреждением об организации наставничества; перспективный план работы наставника; протоколы заседаний Педагогического совета, на которых рассматривались вопросы наставничества; методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству; 9.2. По окончании срока наставничества молодой педагог, в течение 10 дней должен сдать заведующему следующие документы: отчет молодого педагога о проделанной работе; план профессионального становления с оценкой наставника проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого педагога. 10. Заключительные положения 10.1.Дополнения, изменения в настоящее Положение могут вноситься педагогами учреждения, заведующим. 10.2 Дополнения, изменения в Положение принимаются на заседании педагогического совета и утверждаются руководителем дошкольного учреждения